КОЕ-ЧТО О ЛЕГЕНДАХ КРЫМА

ФАЙЛ В ФОРМАТЕ PDF (СКАЧАТЬ)

МЕДВЕДЬ-ГОРА

«Впереди, по ходу троллейбуса, хорошо видны очертания Аю-Дага, или Медведь-горы, высота которой 565 м над уровнем моря. Эта гора стала как бы эмблемой южного побережья…»[9]. Вот, примерно, так говорят о Медведь-горе крымские экскурсоводы. Действительно. Медведь-гора, пожалуй, самая известная из крымских гор. И стихов, и легенд ей посвящено очень много. Вот о чем повествует одна из них: вожак медвежьей стаи превратился в гору, когда решил выпить море, чтобы задержать спасавшихся на лодке беглецов. В другой легенде речь шла о громадном медведе, который был послан могущественным повелителем, чтобы устрашить и покорить взбунтовавшихся подданных. Легенда, описанная в данном сборнике, представляет собой как раз один из вариантов второй версии. Этот вариант был представлен в одном из сборников «Легенды Крыма» [4] в то время, когда даже легенды пытались политизировать. В результате этого «могущественный повелитель» превратился в «Бога». А заканчивалась эта легенда так: «Но вот в Крым пришли мальчики и девочки с красными галстуками на шее. Не страшась старого медведя, они построили неподалёку от него свой лагерь. Эти мальчики и девочки – пионеры. Им нечего бояться Великого медведя. Ведь они прекрасно знают, что все рассказанное об этой горе –легенда».

ФОНТАН СЛЕЗ

События, описываемые в легенде, могли происходить на самом деле.

Все могло быть. все. Все, кроме самого «Фонтана слез»!!?. Парадоксально? Но фонтан сначала (1764 г.) находился во дворцовом парке, а затем по какой- то причине был перенесён в другое место. С тех пор он и стоит «… В углу дворца уединенный…», как писал А.С. Пушкине поэме «Бахчисарайский фонтан» [10]. Возможно, при переносе фонтана были нарушены коммуникации для водоснабжения, возможно, был испорчен сам фонтан. Так или иначе, но с тех пор вода из фонтана не течет, а лишь капает, создавая эффект «слёз». Именно в таком виде его и видели Александр Пушкин и Адам Мицкевич, и сейчас видим мы. вспоминая незабываемые строки этих великих поэтов, рассказавших нам об этом фонтане совсем другую историю.

По иронии судьбы, фонтан и варианты легенды о нём еще раз раскрывают нам заложенный в предание смысл. Мы видим только то, что мы видим, и не больше. Мы видим фонтан и не знаем, почему он был создан. Также как зачастую мы видим слёзы и не знаем, чем эти слёзы вызваны: счастьем или горем, неразделенною любовью или ненавистью, радостью или болью.

А всё остальное? Всё могло быть, и даже было. Хан Крым-Гирей – историческое лицо, иранский мастер Омер, который создал фонтан, – тоже.

И «ФОНТАН СЛЕЗ»…

который находится в ханском дворце, в городе

Бахчисарай, и по сей день.

ГОРДАЯ АЙШЕ

«Камни, камни на крымской земле! Куда ни посмотришь – везде камни» – так начинается легенда, записанная М. Кустовой.

Каменное сердце, каменное лицо, камень на душе, камень за пазухой – сколько разных аллегорий, связанных с камнем, можно вспомнить ещё? Камень – символ, камень – образ. Невольно ловишь себя на мысли, что вечно существовать могут только камни.

Старинные крепости, дома, могильные плиты превращаются со временем в груды камней. Что может рассказать камень? Камень молчит.

Сколько «крепостей» было в Крыму? Много. Мангуп-Кале, Чуфут-Кале. Эски-Кермен, Кыз-Кермен и Тепе-Кермен – крепость (Кермен в пер. крепость), которая упоминается в легенде о гордой Айше. Где теперь эти крепости? Только камни, большие и маленькие. Большие – это руины. А маленькие?

Историки и археологи многое могут рассказать о древних народах, живших в Крыму, о пещерных городах, об истории Крыма. А о чём они не смогут рассказать – об этом расскажет человеческая память, память поколений, сохранившаяся в сказках, преданиях, легендах.

А камни? Камни были и будут всегда, а человеческое воображение будет постоянно оживлять их и сравнивать с человеческой жизнью.

ЛЕГЕНДА О ФЕОДОРЕ

Вблизи древнего Алустона (около 5 км к юго- западу от современной Алушты) расположена большая куполовидная гора Кастель (в переводе с греческого – крепость). Кастель – один из крупных южнобережных лакколитов – гор вулканического происхождения. Кастель-крепость и на самом деле была крепостью, об этом свидетельствуют стены средневекового укрепления, существовавшего в средние века. Кто были защитники этой природной крепости?

От кого они оборонялись? Это вопросы для историков. А старинному преданию можно или верить, либо считать его вымыслом. Но «следы крови» (темно-рыжие полосы на скалистой поверхности юго-западного склона горы) существуют.

Хотя на самом деле это всего лишь лишайники, растущие в трещиноватых углублениях скалистого обрыва горы [2].

ГОРА-КУЗНЕЦ

Димерджи – самая красивая гора в Крыму, считают местные жители. «Сколько часов имеет день, столько раз меняется цвет горы» – так говорят они. Несомненно это одно из красивейших мест Крыма, словно природа тщательно выбирала место для этой горы. Хотите увидеть радугу в солнечный день? Посмотрите на Димерджи – вы увидите, как радуга переливается по склонам горы. Фуна (Дымящаяся)-древнее название горы. Откуда могло взяться такое название? Ведь даже по легенде она называлась так ещё до нашествия иноземцев. Можно было бы подумать, что Димерджи – это потухший вулкан, но это не так.

Скорее всего, своё имя Дымящаяся гора получила от того, что кучевые и грозовые облака, проходя над нею, скрывают от глаз вершину, создавая впечатление дыма. Ведь высота горы 1356 м.

Время и природа сделали своё дело, а человеческое воображение создало эту прекрасную легенду о дымящейся горе, о Долине привидений, в которой, уже согласно другим легендам, по ночам слышатся шаги и чьё-то тяжелое дыхание, словно камни вспоминают о своей прошлой жизни… Но это уже совершенно другая легенда.

ДЕВИЧЬЯ БАШНЯ В СУДАКЕ

Легенда записана Н. Марксом. В сборнике «Легенды Крыма», вып. I, Москва, 1913 легенда публиковалась под названием КЫЗЪ-КУЛЛЕ (Девичья башня) [7]. Об этой легенде Н. Маркс писал: «Легенду я слышал от бабушки Алены Ставровны Жизневской, из рода Ставра-Цирули. Сугдея-Судак, древняя греческая колония Крыма. Эта колония, в числе других, была в 1-м веке до Р.Х. подчинена власти Понтийского царя Митридата Диофантом, тем самым полководцем, который построил Евпаторию.

назвав город так в честь своего государя, носившего прозвище Евпатора (т.-е. от доброго отца). Сугдейская крепость, судя по приписке к греческому синаксарию (житию святых), писаному в Xll-м веке (издан в 1863 г., арх. Антонином), была построена в 212 г., но верхний замок Кыз-кулле (Девичья башня) мог существовать и раньше для обороны колонии, которые устроили здесь выходцы из Милета. Башня эта сохранилась и доселе. По поводу углублений, которые встречаются на древних могильных плитах, П. Кеппен замечает: «сказывают, что углубления, которые встречаются на надгробных камнях, прикрывающих могилы девиц, выдалбливаются для того, чтобы в них собиралась роса, могущая служить к утолению жажды порхающих и поющих над могилами птиц». (Крымский сборник. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. С.-Пб. 1837, 25.)».

ХАН И ЕГО СЫН

«Был в Крыму Хан Мосолайма эль Асваб…»Так начинается легенда, написанная М. Горьким. Красивая легенда, но можно ли её в чистом виде считать легендой? Был ли такой хан в Крыму на самом деле? Вопрос очень сложный. До сих пор не утихают споры историков по поводу того, кого из ханов, побывавших в разное время в Крыму, можно считать «крымскими ханами».

Татаро-монголы не сразу осели в Крыму. Кочевники, приходили сюда на зимовку, а весной вместе со своими многочисленными стадами вновь уходили на север, в травянистые причерноморские степи.

Но беи семи обосновавшихся здесь улусов распределили между собой земли и основали свои бейлеки. Это были представители могущественных родов – Аргинов, Барынов, Кипчаков. Мансуров, Ширинов. Яшлавов. На рубеже XIII-XV вв. золотоордынцы образовали Крымский юрт, один из трех, на которые разделилась Золотая Орда. Кроме Крымского, были еще Астраханский и Казанский.

В середине XV в., когда ослабленная феодальными междоусобицами Золотая Орда стала распадаться. Крымский юрт превратился в самостоятельное ханство. Образовал его после длительной борьбы с Золотой Ордой Хаджи-Гирей I – первый крымский хан, основатель знаменитой династии Гиреев. Произошло это в 1443 г., когда Хаджи-Гирей-хан официально провозгласил Крымское ханство независимым от Золотой Орды.

Династия Гиреев правила Крымом более трехсот лет. А после присоединения Крыма к России (1783г.) ханство перестало существовать.

Вот и не осталось в истории места для хана из легенды. Или всё-таки история о чём-то умалчивает, если люди хранят это предание?

ПОНТ-АКСИНСКИЙ – ПОНТ-ЭВКСИНСКИЙ

Черное море, какое оно и почему «черное», кто дал такое мрачное название этому теплому морю, которое большую часть года переливается и сверкает своей синевато-зеленоватой гладью.

На протяжении истории море сменило несколько названий. Море негостеприимное или море гостеприимное? Откуда взялись эти названия?

«Отец истории» Геродот писал о населении Тавриды (кстати название полуострова Таврида или Таврика произошло от названия одного из самых многочисленных народов «тавры»), что это агрессивные племена, которые уничтожают даже потерпевших кораблекрушение мореплавателей, что живут они грабежами и войнами. Но надо вспомнить о том, что сам Геродот был греком и в годы колонизации Крыма греческим поселенцам, снявшимся со своих родных мест и отправившимся на поиски новых земель, приходилось сталкиваться с местным населением, которое защищало свою родную землю. О каком гостеприимстве может идти речь, если кто-то хочет захватить твою Родину?.

А если ко всем трудностям добавить еще неудачное время некоторых походов, например, осенью или зимой, частые штормы, скалистые берега, о которые и разбивались корабли, то волей- неволей задумаешься о том, что само море не хочет принимать «гостей».

Но позднее те же греки назвали это море Понт Эвксинский (гостеприимное море). Это название как нельзя лучше характеризует Черное море летом, его мягкий климат, берега с колоритными красками пышной растительности, воздух, наполненный ароматом цветов и дыханием самого моря.

Позднее турецкие завоеватели, встретив ожесточенное сопротивление, назвали это море Кара-ден-гиз – Черным, негостеприимным.

Существует и научная версия названия моря. Опущенные в его воды металлические предметы, например якоря, поднимаются на поверхность почерневшими – это сказывается влияние сероводорода, находящегося в глубинах моря [6].

Редкий случай, когда различные версии возникновения названия не противоречат одна другой, ведь слово «черный» – «цвета сажи, угля» имеет и другое значение «мрачный, тяжелый, плохой» [13]. Таким Черное море было и останется для всех захватчиков.

ЯЛЫ-БОГАЗСКИЙ КАМЕНЬ

Легенда записана Н. Марксом [8]. О чём эта легенда? Ответ на этот вопрос может быть любым. На то это и легенда. Интересен процесс перехода легенды из своего исходного варианта в так называемый “географический”. Чем легенда отличается от сказки? Тем, что она имеет “подтверждение” в виде того, что существует и по сей день. Но время идет и постепенно стирает эти “подтверждения”. Разрушаются крепости, уходят одни народы, приходят другие, могильные камни превращаются в пыль. Рассказчики легенд, пытаясь восстановить связь настоящего с прошлым, изменяют содержание легенд, создавая тем самым новые легенды.

Данная легенда (я имею в виду легенду, записанную Н. Марксом) теперь называется “Кара-Даг – Черная гора” [5] и рассказывает по сути о “происхождении” Карадагского горного заповедника, так называемого ландшафтного памятника, который по своей красоте может поспорить со знаменитым Иеллоустонским заповедником в Скалистых горах Северной Америки [2].

Таки возникло новое “подтверждение” старой легенды, которая потеряла свой первоначальный смысл.

Или, может быть, создана новая легенда?